Почему не ходит двухмассовый маховик? Часть 2. Признаки
Интернет-магазин автозапчастей для бусов ПАРТБОКС Украина г. Луцк
продолжает публикации о демпфере коленвала - двухмассовом маховике.
А вот раздел, где можно купить маховик, сцепление и выжимной подшипник
В первой части мы разобрались, зачем нужен двухмассовый маховик, как он устроен и что там ломается. Сейчас поговорим о том, каковы признаки выхода из строя двухмассового маховика и почему он ломается.
О том, можно ли это починить (отреставрировать) и есть ли смысл менять двухмассовый маховик на одномассовый от Valeo мы поговорим в третьей части.
Часть вторая
Признаки
На что же чаще всего обращают внимание водители, засомневавшиеся в исправности двухмассового маховика.
- Стук на холостых оборотах на непрогретом двигателе.
- На холостых оборотах двигатель как-бы подтраивает, чуть увеличиваешь обороты – троить перестает.
- На холостых оборотах проявляется посторонний шум. Увеличиваешь обороты – шум пропадает.
- Стук на холостых на нейтралке. Выжимаешь сцепление – стук пропадает.
- При глушении двигателя слышен характерный тук-тук.
- Вибрация. Проявляется, только когда двигатель работает под нагрузкой, когда накат – пропадает.
- Скрип при запуске и остановке двигателя.
Каждый из вышеперечисленных признаков может свидетельствовать о накрывающемся двухмассовом маховике. Но каждый из них же может говорить о и другой поломке.Какой именно звук, из какого именно места, как именно звук меняется – все это слышит водитель, который возле машины.
Конечно, если в маховике в хлам полопались пружины, навряд ли шума будет мало. А вот что делать с тем противным стучком, который: то есть, то нет…
Если копнуть в теорию и вспомнить, что назначение двухмассового маховика гасить колебаний, а точнее - предотвращать резонанс, а еще точнее – сместить резонанс в зону малых оборотов (ниже холостого хода), можно догадаться, что неисправность маховика очень даже может проявляться в смещении этой самой резонансной частоты наверх, выше оборотов холостого хода.
Вот и начинают вылезать разного рода вибрации и стуки. При этом есть мнение, что чем дальше (износ маховика), тем в зону более высоких оборотов (1500-2000) будут смещаться эти стуки и вибрации.
Как же продиагностировать?
1.Не снимая коробки передач.
Тут вариант только один – засомневавшись в исправности двухмассового маховика (см. выше), обратиться по очереди к нескольким специалистам, усреднить их мнение и сделать вывод.
2.После снятия коробки передач.
Поступить так, как рекомендует Sachs (производитель маховиков). Суть рекомендаций такова: подвижная часть маховика должна поворачиваться по- и против часовой стрелки на одинаковый угол и с одинаковым усилием.Замерить это можно, не снимая маховика с двигателя. Угол можно считать по зубцам маховика, а усилие – динамометром.
После того, как обнаружена неисправность маховика, мы идем искать новый, смотрим цены и отзывы и выясняется:
- что новый стоит как сбитый самолет;
- что есть жалобы - мол новые не ходят.
Приходит понимание, что семейный бюджет не выдержит замены подряд двух маховиков :-(
В этот момент нужно подумать вот о чем.
Возможно, ваш маховик помер своей естественной смертью, от старости так сказать. А возможно, ему кто-то помог. И этот «кто-то» может укокошить ваш новый маховик. А по сему, раз предстоит замена маховика, нужно обратить внимание на вещи, которые ускоряют его отход в мир иной.
Ускоряют смерть двухмассового маховика:
1.Компрессия.
Разброс в компрессии больше допустимого (установленного производителем) приводит к неравномерной работе двигателя, повышению вероятности резонанса и как следствие- ускоренную кончину всего, что эту неравномерность будет демпфировать – двухмассовый маховик и передний демпфер-шкив коленвала.
Что делать: найти компрессометр и измерить. Или найти человека с компрессометром.
2.Форсунки. Топливная аппаратура.
Если форсунки впрыскивают разное количество топлива, эффект будет тот же, что и с разной компрессией. На проверку однозначно. В этот же пункт можно отнести и плохую солярку.
3.Подушки двигателя.
Часть работы по сглаживанию колебаний выполняют именно они. Поэтому тоже проверяем.
4.Сцепление. Диск сцепления + корзина + выжимной.
Если какие-то неравномерности или рывки во включении сцепления – маховик долго ходить не будет.
5.Трансмиссия.
Ну причем тут… Если в трансмиссии люфты и зазоры, ударов при включении передач не избежать, а это лишняя встряска для демпфера.
6. Золотые руки мастера.
Неправильно прописывают форсунки и другие неправильные манипуляции с компьютером, прикручивают корзину длинными болтами, не взводят старую корзину, не то усилие при затяжке. Мастер может сделать то, что не нужно, не сделать то, что нужно и сделать то, что нужно неправильно. В общем человеческий фактор.
7. Золотые руки водителя.
Здесь и езда внатяг, и лихачество, и привычка ставить на уклоне машину на передачу без ручника (или неисправный ручник). Когда машина стоит на уклоне на передаче, пружины у маховика с одной стороны постоянно сжаты длительное время.
Вы можете поправить меня в комментариях или добавить то, что я упустил.
Плохо, что столько всего, но хорошо, что все оно проверяется и чинится. А теперь о грустном.
О том, что не лечится.
1. Езда с перегрузом. Имеется в виду с перегрузом раза в два. Нагрузки при трогании, особенно при трогании в гору, сильно возрастают.
2. Старость. Пока машинка новая и всех вышеперечисленных неполадок нет, конечно, она стерпит и езду на низких оборотах, и перегрузы, и режим такси, и плохую солярку. Все это вместе взятое называется ушатыванием машины. Что в научном эквиваленте – ускоренное приближение старости.
3. Постоянная и долгая работа на холостом ходу (работа холодильника, кондиционера, и пр.)
4. Перегрев сцепления. Это не лечится, если некому научить.
Общий итог примерно такой.
При замене двухмассового маховика нужно проверить состояние еще много чего, если нужно, то это все привести в порядок.
Вопрос.
Тогда почему же писец подкрадывается незаметно?
На машине с обычным маховиком водитель многие неисправности заметили бы сразу. Но двухмассовый маховик как раз и нужен для того, чтобы гасить рывки, вибрации, т.е. то, что обычно могло бы быть симптомом, признаком и подсказать про необходимость ремонта. Вот он и гасит. И маскирует первые признаки неисправностей, про которые написано выше.
В следующей части займемся реставрацией маховика и заменой двухмассового на одномассовый.
Читать дальше. Часть 3.
© Дмитрий. Партбокс. 2015