Доставка по Украине (мы находимся в Луцке) - оплата при получении. телефоны: (050)338-48-30, (067)671-32-15 пн-пт 9.00-18.00 сб. 9.00-13.00
Доставка за границу - предоплата. Skype: superpartbox, Viber (+38)050-338-48-30, partbx@gmail.com
Способы оплаты:
при получении или на карточку Приватбанка, БЕЗНАЛ (на сумму от 2000 грн) ЧП ЕН 2 группа без ПДВ 

СТАТЬИ

Почему не ходит двухмассовый маховик. Часть 1. Назначение.

В этом опусе мы разберемся, что такое двухмассовый маховик, что в нем ломается, почему оно ломается, можно ли это починить (отреставрировать) и есть ли смысл менять двухмассовый маховик на одномассовый от Valeo. (А вот раздел нашего сайта, где можно купить маховик, сцепление и выжимной подшипник. Сюда можно вернуться потом)

*** Часть первая, вступительная ***

Продавая запчасти для бусов мы, интернет-магазин ПАРТБОКС г. Луцк, часто сталкиваемся с жалобами покупателей на малый ресурс - всего какие-то 10 тысяч - установленного ими новехонького двухмассового маховика (демпфера коленвала). Понятное дело, что большинствоподозрений касается оригинальности купленной ими запчасти. Купили подделку – вот и не ходит. Из этого логично вытекает желание документального подтверждения подлинности этой железяки, со всеми печатями, голограммами и сертификатами. Покупают с сертификатами. Устанавливают. Не ходит. Давайте разбираться.

Зачем вообще нужен двухмассовый маховик?

И правда, зачем? Самый простой способ это узнать (не делайте так) – это с помощью сварки превратить его в одномассовый. Владельцы Мерседес Спринтер в самом ближайшем времени заметят, что у них лопнул коленвал. У владельцев VWT5 начнутся проблемы с коробкой передач.У каждого свое, владельцам каких-то марок придется «эффекта» ждать дольше, но он, скорее всего, обязательно наступит. И чем мощнее двигатель в линейке моторов, тем меньше ждать.

А если серьезно, то назначение двухмассового маховика демпфировать (гасить) крутильные колебания (вибрацию) от двигателя, т.е. сглаживать работу мощных дизельных горшков, не допуская ужасного резонанса (который и ломает коленвал). Все хотят иметь большую мощность и большой крутящий момент, так вот, плата за это счастье - более прочные, толстые, тяжелые, объемные и дорогие детали двигателя, сцепления и коробки, которые будут способны выдержать возросшие с увеличением мощности удары, толчки, вибрацию. Или второй путь – эффективно погасить эти удары, толчки, вибрацию, не усиливая особо сами узлы.

Производители выбрали второй путь, который нами всеми нелюбим, неприемлем и критикуем. Железяки размером и надежностью с танк – вот наш выбор! Но делаем машины не мы. А то, что буржуи просто хотят на нас нажиться, выпуская сложные, дорогие и ненадежные детали - так это вам скажет любой здравомыслящий мастер из Хацапетовки.

Как устроено это чудо капиталистической мысли?

Раньше крутильные колебания коленвала гасил передний демпфер-шкив, а момент включения передачи сглаживали пружины на диске сцепления, который терся об обычный, глухой, одномассовый маховик. Пружин было всего штук четыре – шесть и располагались они на небольшом расстоянии от оси - сантиметров пять. По мере роста крутящего момента передний демпфер-шкив приходилось утяжелять и увеличивать, а пружины утолщать, чего, впрочем, не хватило надолго. Турбины, впрыск и компьютер сделали свое «черное» дело, мощность двигателей все возрастала, и потребовались новые решения.

Вот и решили возложить основную нагрузку по демпфированию на маховик, переделав его в двухмассовый. Он остался похож на обычный одномассовый маховик, но у него появился еще один блин, который может поворачиваться относительно первого по- и против часовой стрелки на угол, скажем 60 градусов. И диск сцепления трется теперь по этому блину.

А вот для гашения колебаний теперь работают спрятанные внутри десятки пружин, разной жесткости, да еще и расположенные на большем расстоянии от центра (сантиметров двадцать). Пружин больше, плечо больше, значит и эффективность намного выше. Между пружинами есть фрикционные вставки (сепараторы пружин), которые помогают рассеивать энергию вибраций, переводя ее в трение.

Все это хозяйство имеет ограниченный ресурс и изнашивается. Ресурс двухмассового маховика всегда не меньше ресурса комплекта сцепления, но часто не больше двух ресурсов комплекта сцепления. В переводе на цифры – это 150 – 350 тыс. км.

Что же ломается в двухмассовом маховике?

Перво-наперво, лопаются пружины. Отработав свое положенное количество циклов сжатия-растяжения, в металле накапливается усталость и пружина лопается. Сначала - одна, при этом нагрузка перераспределяется на остальные, ускоряя их выход из строя, потом - остальные.

Стираются фрикционные вставки (сепараторы пружин). Если раньше они перемещались с трением, то после какого-то порога истирания вставки начинают просто болтаться. Все это было помещено в густую смазку, которая от нагрева вытекает и рассыхается. Теперь работа пружин будет похожа на работу рессор без амортизаторов – раскачка и слабозатухающие колебания с перспективой резонанса. Плюс вставки могут ломаться, тогда пружины просто рассыпаются.

Подшипник маховика тоже может выходить из строя. Часто причиной этого является перегрев маховика, высыхание смазки подшипника, приводящее к его поломке.

Кстати, есть очень познавательная техническая информация от Шкоды. Из первых уст так сказать (спасибо Кадди-клубу за ссылки).

 

Какие признаки выхода из строя демпфера коленвала и почему он летит?

(об этом в следующей части статьи) читать дальше. Часть 2.

 

часть 1
часть 2
часть 3

часть 4

 

© Дмитрий Партбокс 2015
запчасти для бусов, интернет-магазин Украина Луцк