Доставка по Украине (мы находимся в Луцке) - оплата при получении. телефоны: (050)338-48-30, (067)671-32-15 пн-пт 9.00-18.00 сб. 9.00-13.00
Доставка за границу - предоплата. Skype: superpartbox, Viber (+38)050-338-48-30, partbx@gmail.com
Способы оплаты:
при получении или на карточку Приватбанка, БЕЗНАЛ (на сумму от 2000 грн) ЧП ЕН 2 группа без ПДВ 

СТАТЬИ

Газ или Масло? Про амортизаторы.

Какой амортизатор выбрать: газовый или масляный?

В последнее время мне все чаще задают этот вопрос, поэтому решил написать эту статью. Сразу оговорюсь, практический опыт эксплуатации некоторых матерых может поставить под сомнения некоторые тезисы этого материала, но основные теоретические моменты, надеюсь, будут изложены правильно.

Итак, поехали. Газовых амортизаторов не бывает.

Рисуем себе в голове картинку: газовый амортизатор - это амортизатор, у которого рабочее тело газ. Т.е. Масла там никакого нет (или есть очень мало). Газ под высоким давлением (60-80 атм) является рабочим телом, которое сжимает и проталкивает через систему жиклеров и клапанов поршень. Применяются очень редко и уж никак не в серийном автомобилестроении. Т.е. в природе они бывают, но для нас, автомобилистов, лучше сразу договориться, что их нет.

Все амортизаторы на наших машинах - Масляные!

И это правда. Рабочее тело - масло. Принцип элементарно прост: масло - несжимаемое по природе и поршень без дырочек, помещенный в герметичный сосуд с маслом, будет по сути заклинен. Но если в нем насверлить маленьких дырочек, он сможет двигаться, правда с трудом, ибо на пропихивание масла через эти самые дырочки нужно совершать работу.

А зачем тогда клапана в поршне?

Ведь дырочек достаточно вроде как? Если в поршне будут просто дырочки - поршень будет ходить вверх и вниз с одинаковым сопротивлением. А для машины важно, чтобы при движении поршня вверх сопротивление было одним, а вниз - другим. Для этого делают две группы отверстий разного диаметра, при движении вверх одни закрываются, а другие открываются, вниз - наоборот.

Самое интересное!

Все на этом бы и закончилось, если бы не оказалось, что если сделать амортизатор как написано выше - то поршень в него не влазит! Оказалось, что при опускании поршня вниз, в амортизатор входит шток, который имеет диаметр (иногда не маленький) и вытесняет масло, которому некуда деваться. И вот тут понеслась конструкторская мысль...

Решили сделать амортизатор двухтрубным, чтобы излишки масла выдавливались в межтрубное пространство. Естественно пришлось городить вторую систему клапанов на дне трубы, которая перепускала бы жидкость из цилиндра в межтрубное пространство с определенным сопротивлением, а не просто так и при этом с разным сопротивлением, при движении поршня вверх-вниз. Именно этим клапанам приходит кирдык, если поршень достанет дна...

Так в амортизаторе появилась камера с воздухом. Т.е. сначала это был воздух, потом инертный газ, но под обычным атмосферным давлением. И масло при интенсивной работе стало этим газом насыщаться (аэрация), и при нагревании закипать (кавитация) - стала образовываться пена. Понятно и дураку, что в пене поршню оказывается совсем другое сопротивление, чем в густом масле.

На видео внизу китайский дядечка из японской фирмы Каяба на чистом испанском рассказывает суть и показывает пену, а также в чем преимущества однотрубных амортизаторов.

Вот. Неважно, что слова не понятны, суть ясна!


А на видео от Монро, амортизатор и в разрезе, и в действии, и на понятном языке.

Продолжаем  народную мысль. Иностранцы не дураки и знают, что температура кипения увеличивается при увеличении давления. На подводной лодке вода при 100 градусах еще не кипит. И решили они в межтрубном пространстве создать избыточное давления того же самого газа, который есть и в обычных двухтрубных "масляных" амортизаторах. Сказано - сделано! Амортизаторы получились дороже, т.к. уплотнения, сальники там всякие нужны посерьезнее, но ведь дело того стоит, пены нет!!! Ура! Революция! Производитель так сильно хотел похвастаться сеим гениальным новшеством, что на каждом углу писал - ДАВЛЕНИЕ ГАЗА, ГАЗОВЫЙ ПОДПОР, ГАЗ!!!! Понятно, что новинка - в газе, но масло-то никуда не делось, а народ о нем забыл, и пошло народное погонялово - ГАЗОВЫЙ амортизатор. А особо продвинутые стали ЭТИ амортизаторы делить вообще на ТРИ группы: масляные, газомасляные и газовые.

Да и пусть бы себе называли, как хотели, если бы не одно но... Народ начал морщить нос - ЖЕСТКИЕ, говорят, эти газовые амортизаторы... Вот масло... это другое дело, а ваши - ГАЗОВЫЕ - зубодробильный аппарат!

Как не уговаривал производитель - мол жесткость определяется исключительно клапанами, плотностью масла и всякими там каналами, она специально задается и настраивается и даже если давление газа упадет, то жесткость не изменится... - нисколько это не вдохновило товарищей водителей. "Хочу пожестче" - значит подавай "Газ", "Хочу помягче" - значит масло...

Первым сдался, если верить народным слухам, САХС - стал намеренно делать стойки с газовым подпором чуть жестче, настраивая соответствующим образом клапана. Маркетинговый ход удался, а в костер народных слухов и заблуждений была подлита новая порция масла. Вот так вот.

О Прокачке

Маленькое лирическое отступление. При транспортировке амортизатор лежит на боку, его трясет и всякое такое, в общем газ из межтрубного пространства попадает в рабочий цилиндр - туда, где ходит поршень. Прокачка призвана его оттуда изгнать. (На видео господа монрошники утверждают, что если подпор газа есть, то в рабочий цилиндр газ не попадает. С таким же успехом воздушный пузырь в закрытой бутылке пива, если ее повернуть горизонтально, останется возле горлышка - там же давление! Бред.)

Как прокачивать? Об этом отдельная статья с видео.

Однотрубные амортизаторы

Суть ясна из видео. Основную камеру разделяют специальным контрпоршнем на две части - основную с маслом, где двигается поршень и дополнительную с газом (под давлением) для компенсации объема масла из-за объема штока.

Такие амортизаторы ГОРАЗДО лучше охлаждаются, стоят дешевле (нет целой группы клапанов - раз, не нужно мегауплотнение возле штока - два, на металле экономим - три), работают лучше.

Но малейший удар, малейшая вмятинка способны убить амортизатор за одну секунду.

В общем, друзья, мои выводы следующие: амортизаторы с газовым подпором более совершенны, чем без него, т.к. при очень интенсивной работе (перегруз качается на убитой дороге) масло не превращается в пену. Вот и все.

© Дмитрий Партбокс

Перепечатывайте, если хотите, только ссылка на источник обязательна!